Monday 11 August 2014

Kachkar 2014. Diary

02.08.14 Суббота
В Москве стоит жара порядка 30С !! Вылетел в 12-20 из Домодедово - самолет забит битком, везут даже собак. Кормят очень плохо, даже для Уральских авиалиний. Долетели хорошо, но Эльбрус на посадке не было видно. Соседи ругались за политику на грузинском. В Кутаиси адская жара выше 36С !!!  Маршрутка в Батуми поедет только через час, так что решил ехать на такси с парой из Москвы. Болтал с девушкой по имени Нина. Она работает в Бин Банке управляющей головным офисом - очень веселая девица родом из Батуми, едет на свадьбу брата. Дорога живописная, но адски жарко и влажно. Вылез около канатки, заплатил 30 лари. Сходил на автовокзал, кинул там вещи. Рик прислал координаты кемпинга, где он хочет ночевать. Оказалось, что это 30 км назад в сторону Кутаиси. Колебался, т.к. рядом полно хостелов. Поел в Маджахеле, скачал карту, спокойно подумал и в итоге решил ехать на встречу Рику. Забрал вещи, легко нашел маршрутку за 5 лари. Быстро стемнело. От поворота на шоссе шел минут 10 и кемпинг нашел легко, однако Рика там не обнаружил. Кемпинг очень простой, без администрации, но с душем и туалетом. После созвона оказалось, что он немного заблудился и сошел на параллельную дорогу примерно в 2-3 км от правильной и с тяжелым рюкзаком долго меня искал в темноте. Поставили впотьмах его тент, долго купались и болтали. Сегодня яркая луна и очень красиво! Завтра с утра едем в Батуми.

03.08.14 Воскресенье
Проснулись не рано, вяло собрались и пошли на трассу. С утра уже жарко и душно - достали зонтики. Я умудрился где-то потерять очки! Быстро застопили машину и весело добрались до Батуми. Там быстро пересели на автобус в Турцию. Ехали полчаса до границы, где выгружают всех пассажиров с багажом и предлагается пешком проходить границу с вещами. Сначала долго тупили на выходе из Грузии, потом сравнительно быстро прошли турецкий контроль. Нашли свой автобус и поехали дальше. Очень жарко и влажно! В Ардешене быстро нашли автовокзал и там встретили Иру. Я пробовал искупаться, но подходы к воде плохие - много битого стекла. Перепаковались по-боевому и пошли в город обедать. Вкусно поели и нашли маршрутку до поворота в Айдер. Там быстро сели на другую маршрутку и поехали вверх по ущелью Фиртины. В Айдер толпы людей - видимо из-за выходных. Вокруг красивое ущелье с водопадами.

Изучили карту и решили подниматься еще выше. Для этих целей застопили маршрутку до Юкари Каврон Яйла. Езда экстремальная, зато интересно. На финише в деревне заправились водой из родника и полезли без тропы на перевал. Тяжело, но не жарко. Переодически накрывает туманом. На первом плато поставили лагерь. Ужинали кус-кусом с сыром и маслом. Вечер теплый, звонил домой. С нашей стоянки виден пик Качкар - там лежит снег.

04.08.14 Понедельник
Ночью было тепло и не очень сыро. Проснулись в 7-30, не торопясь завтракали овсянкой.

Подъем на перевал очень тяжелый. Рик далеко впереди, а мы с Ирой плетемся слабо. На перевале туман и сырость, потом дождь. Спуск довольно противный. Долго шли до дороги около деревни Palyvet. Там набрали воды и отдыхали, видели вдалеке двух туристов с рюкзаками.

По дороге шли несколько километров до последнего в долине коша у старого моста. Там встретили большую семью и попили чай, т.к. было холодно. Пообщались с приятными людьми. Поднялись к перевалу на 200м и встали на хорошей стоянке. Вечер прохладный и сырой. Готовили кускус у меня а палатке. Сьели один пакет сухого мяса. Сильный ветер задувает под тент. Укрылся в бивачном мешке и надел пуховку. За день у меня сгорели икры, т.к. поленился их намазать, а все остальное зонт спасает.

05.08.14 Вторник
Ночью дул сильный ветер, а палатка стояла высоко. Было очень прохладно, хотя я был в пуховке. Решили утром не есть и вышли под солнцем к перевалу по хорошей тропе. Почти сразу нашли родник, у которого позавтракали. Постоянно болтаем о разных околонаучных вещах. На перевале туман и сырость.

Поели немного и спустились без тропы в хорошую долину. Перешли ручей и стали подниматься к озеру.
Шли в тумане без тропы и встретили пастухов. Оба грузины из Кобулети,  работают здесь сезонно. Поболтали со старшим пока не ушел туман. Озеро очень красивое, но купаться холодно.

Пошли вверх к перевалу без тропы. Очень сурово с непривычки идти по крупному курумнику, но мы довольно быстро навострились.
Неприятный участок по крутым осыпям

Опасный курумник - идем очень осторожно.
Сравнительно легко поднялись до маленького озера. Там остановились отдохнуть и попали под ливень с градом. Сидели под тентом, который хитрый Рик предусмотрительно поставил. Потом я поставил свой домик и спал в нем до конца дождя. Рик сгонял на разведку - перевал еще далеко. Ужинали как обычно кус-кусом с сыром. Вечером сильно похолодало - утеплился!
Стоянка под перевалом у маленького озера

06.08.14 Среда
Ночью было сыро и холодно. Начинаю всерьез жалеть, что не взял пуховый спальник. Встали рано, поели овсянку и выступили. Подъем на перевал по хорошей тропе. Я залез первый, но сильно мешает туман и дождь. Мерзнем пока ждем Иру.

Спуск простой к очередной яйле по мокрой траве. Оторвался вперед, но решил в народ не ходить. Идет мелкий противный дождь.

Поднимались долго к перевалу на южный склон хребта. В кульминационном месте я решил пойти по более короткому пути, но потерял тропу в тумане. Полчаса в одиночестве лазал через мокрые валуны в густом тумане пока не встретил наших. Чувствовал себя очень глупо. Погода омерзительная!

С перевала спуск пологий в долину. Идем бодро, но Ира боится быков. Я опять замерз и пошел вперед вниз по долине. Везде следы коров и болотца. Ноги мокрые весь день. Дошли почти до яйлы и решили подниматься по крутой долине к озерам и Качкару. Подъем крутой, но сухо и даже вылезло солнце.

Ира отстает - ждали ее у приятного родничка. Долго искали стоянку и долезли почти до перевала. Поставили лагерь и пили чай с чабрецом. Ужинали и утеплились. Мимо нас прошла группа школьников из Стамбула с учительницей биологии. Вечер тихий, но холодный. В 20-00 отбой и полная герметизация биви.

07.08.14 Четверг
Ночью было около нуля, а моя плохая вентиляция породила грандиозный конденсат на биви. Пришлось экстренно утеплится штормовкой, но все равно я мерз до утра. На палатке иней. Спальник и пуховка сырые. Стало ясно, что нельзя закрывать биви даже москитным капюшоном или же придется использовать паробарьерные вещи. Вышли очень рано, чтобы дойти до солнца и просушиться. К счастью, солнце было уже за перегибом и мы там славно поели и высушили все вещи. Через маленький перевал спустились к озерцу.

Тут стоит вчерашняя группа и еще здоровая палатка. Пошли дальше на следующий перевал. Спуск довольно сложный с него к озеру под Качкаром. Я первый дошел до стоянок у озера и обнаружил явные нычки тех, кто рано пошел на вершину и одну пустую палатку. Поставили мой тент, оставили лишние вещи и налегке рванули на вершину (спальное, теплые вещи, аптека перекус). Газ и кастрюли оставили здесь. День тихий и ясный.

Этот перевал отделяет озеро Deniz от меньшего озерца

Перевал у озера Deniz, видна моя палатка
Первый этап подъема был довольно унылый, т.к. тропу на перевал мы сразу потеряли и немного закопались, однако на перевал влезли сравнительно легко. На перевале осмотрели предстоящий подъем.
 путь к очередному перевалу по противным осыпям
озеро под вершиной

Пик Качкар - хорошо виден путь подъема на вершину
Сначала надо спуститься к маленькому озеру, потом по светло-серой морене добраться до скального участка, по которому тропа выводит к ключевому месту - балкону. Это узкая полка длиной 30м, через которую течет ручей. Дальше начинается плавный подъем по курумнику к гребню и крутой выход на вершину. Рик считает, что до вершины порядка 3х часов, т.е. успеем, если погода не подведет. А если не повезет, то проведем хорошую разведку. Меня не очень привлекает такая разведка, поэтому очень надеюсь на успех с первой попытки.
С перевала быстро спустились к маленькому озерцу, где встретили турецкую пару: Танаш и Элиф. Они экипированы очень серьезно: каски, тяжелые ботинки и т.п. Рик набрал воды, т.к. мы думали, что выше ее не будет. Идем с турками по морене.  Танаш все время меня останавливает, чтобы я соблюдал дистанцию. Прошли несколько снежников и вышли к скалам.
Спуск с перевала - хорошо видна основная тропа

По снежнику в обход морены

Вышли на скалы
С них красивый вид на северный цирк соседней вершины и ледником. В одном месте немного пришлось полазать, т.к. народ испугался пересечь в 4 шага узкий заснеженный кулуар. На мой взгляд там ничего опасного не было, что легко доказал Танаш. Мы же вспомнилил базовые навыки скалолазания по простому рельефу. В сырую же погоду здесь будет намного неприятней.
На вершине видно порядка 20-30 человек, которые потихоньку спускаются. Подождали первую группу, которая легко пересекла балкон. Мы сравнительно легко пролезли балкон, хотя текущий через него ручеек добавляет немного нервозности, но ничего криминального нет.
Участок "крутого" скалолазания

Подходим к балкону
Ира проходит балкон
За балконом отличная площадка с травой, где можно отдохнуть и приятный родник. Здесь встречаем много людей. Дальше вверх идет хорошая маркированная турами тропа, на которой мы постоянно встречаем спускающихся восходителей. Мы с турецкой парой сильно отрываемся от наших и довольно скоро видим флаг на вершине. Примерно в 150 м от вершины мы теряем тропу и лезем вверх на гребень с Танашем. Его жена устала и остается поджидать Рика и Иру. А мы лезем все бодрее и бодрее и вылезаем в 50 м ниже флагштока на гребень, по которому аккуратно добираемся до цели.
Самый большой ледник в округе

Вид на юг в вершины

На вершине
На северных склонах стоит густой туман и Танаш очень боится, что он нам может помешать на спуске. На вершине мы с ним оказались в 14_00. Танаш радовался как ребенок, прыгал и скакал. Оказалось, что у них с женой всего 4 месяца назад родился первый ребенок и он, согласно, старой традиции тащил на вершину пуповину, чтобы ее там оставить. Дочку назвали Азия Нил. С вершины открывается изумительная панорама, жаль что не видно моря. Наши долезли минут через 10 и мы потупили еще минут 20 наверху.

Последние метры для Рика - хорошо видна структура гребня.

Спели под турецким флагом гимн Украины и стали спускаться. На спуске тропу мне удалось не потерять и я через полчаса был у балкона. Еще минут через 40 мы были у малого озера. Дальше подъем на перевал, спуск по пологой части долины к Deniz.
Балкон на обратном пути

Самое сложное место - лететь очень далеко

Здесь мы заболтались и вышли к озеру за отвесными скалами, которые, как нам показалось, нельзя обойти берегом (а зря!). В итоге пришлось подниматься по склону, откуда мы увидели, что моего укрытия нет! Очень разволновались и быстро с Риком добежали до стоянки к 17_00, где выяснилось, что тент упал от ветра и ничего не пропало.

Ира окунулась в озеро и мы вышли вниз по долине в районе 17. На подъем и спуск затратили порядка 7 часов. Бодро сбросили порядка 500 метров по тропе. Потом еще 200 до лагеря палаток. Встали в 300 м выше по долине. Вечер теплый и тихий с яркой луной. Пили за вершину мой джин. Все очень устали, а Ира ушибла руку, но вроде неопасно. Завтра планируем вяло спускаться по долине, купаться и стираться - погода должна быть хорошей. У меня заметно улучшилась форма. Лезу в гору бодро. Ира тоже прокачалась неплохо.
Солнечная батарейка на рюкзаке - таскаем ее включенной целый день и вечером имеем в среднем 5000мАh

08.08.14 Пятница
Ночью теплее чем вчера, однако я опять подмерзал, т.к. спал на неровном склоне и скатывался с коврика. Утром солнце в 6 утра добралось до нас и стало тепло. Валялись, мылись, стирались до 11.

По этой долине можно подняться на Качкар. Утверждается, что здесь часты камнепады и каждый год происходят несчастные случаи.

Вяло спустились до базового лагеря. Тут много стационарных палаток, водопровод и туалеты. Пошли по хорошей тропе вниз долины. Местами много малины. Очень солнечно и нет тени. Ира страдает, но не хочет надевать панаму.

Дошли за 1.5 часа до деревни, поели в кафешке разных вкусностей и долго тупили, пережидая жару. Я позвонил домой, разобрал почту, зарядил телефон. В магазине купили печенек и винограда.

Пошли вверх по долине в сторону Дибе. Подъем несложный, но мы идем  медленно. Хотели встать у яйлы, но нас прогнал вредный дед. Мы подождали двух туристов турок, но они не смогли нам помочь его переубедить. В итоге прошли еще 500м за водопад и встали на плохой поляне у ручья. Ужинали гречкой, которую предварительно замочили. Вечер ясный и теплый, много звезд. Болтали с Риком о религии.

Мы долго спорили о том жили ли в этой яйле постоянно или же использовали только летом.

Ира и Рик тестируют полянку на предмет удобства ночевки

09.08.14 Суббота
Ночью сравнительно тепло - спал хорошо. Встали в 6 и вышли раньше 7 без завтрака. Погода как вчера, солнце жарит. Вернулись к яйле и набрали воды на подъем. Первый участок по гребню очень тяжелый без тропы.

Рик оторвался вперед и ждал нас у защитной стенки. Очень мешают летучие муравьи! От солнца спасает зонтик. С Ирой отдыхали у огромного валуна с ручьем.

Дошли до маленького озера - завтрак и купание. Отлично отдохнули!
Внемасштабная лужа

Подошли под перевал по валунам. Спуск очень сложный - по осыпях и скалам. Шли очень осторожно, страховали Иру. По долине спуск бодрый до очередной яйлы. Тут много живности - утки, гуси, индюки, цесарки и куры.

Спуск с перевала по скалам и осыпям довольно сложный - идем очень аккуратно

Вид на перевал с северной стороны.

Заправились водой и полезли по хребту на последний перевал. Идем с Риком - Ира отстает. За 3.5 часа залезли с 3 передыхами. Очень тяжело, но идем бодро. Тупили на перевале, звонили домой.

С вершины виден пик Качкар и основные хребты. Думали куда спускаться, но в итоге пошли по тропе с долину до ближайшего места. Быстро поставили лагерь и варили борщ. У меня заныл зуб. Вроде как переохладился после дневного купания. Я очень приуныл и принял ибупрофен. Прохладно вечером - упаковался по боевому на ночь по совету Рика.

На горизонте виден пик Качкар. Погода уже второй день стоит идеальная.

Последний перевал

10.08.14 Воскресенье
Ночью прохладно, но упаковка работала хорошо. Зуб ноет несильно. Под утро нас накрыл туман и стало теплее. Утром солнце и жара. Вяло валялись и долго тупили с завтраком. На перевале появились люди и 3 собаки. Одна из собак прибежала к нам - мы ее видели в кафешке 2 дня назад.

Собаки путешествуют с немецкой парой. Они идут из Теккале через несложные перевалы с кучей вещей. Они пошли на соседнее озеро, а мы начали медленно спускаться в долину. Идем шустро, обогнали немцев. Нас финальном спуске пошел сильный дождь - достали зонтики. Перекусили на мосту под скалой. Опять болтали с немцами. Собаки почему-то идут с нами. Может из-за того, что нас больше? Нас это сильно раздражает.

Пошли через деревню - местные дети пытались одну из собак задержать, но она вырвалась и убежала, укусив девочку. Шли долго по тропе в сырой траве, временами капает дождь и даже шел град. Вышли на дорогу над левым берегом. Дорога хорошая, проходит через несколько унылых сел., зато виды отличные. Обедали картофельным пюре у ручья на дороге.  Варили все на костре в печке. Пили мятный чай с ежевикой. По дороге попадалась черника.
Очень хорошо видны следы лавин

Дошли по дороге до хребта. Там очень большой и шикарный дом, но пустой. Рядом руины деревни, но вроде обитаемой. Встали на хребте на отличном месте. Собаки наглые! Заходит сильная гроза - сидим в норах. Зуб не проходит, но от тепла ему заметно лучше. Полоскал джином, т.к. съел все анальгетики. Грешу на простуду нерва или еще того хуже. Боюсь, что надо сходить с маршрута.  Рик тоже нездоров - нелепо отравился вчерашней гречкой.

11.08.14 Понедельник
Ночью спал неплохо, хотя собаки лаяли и зуб ныл. Утром не мог есть. Погода солнечная и жаркая. Зато виды классные и это заметно отвлекает. Вышли по дороге и стали долго спускаться в долину. Спуск красивый и долгий. Сначала через сосновый лес, потом через смешанный. Дорога явно новая. Собаки не отстают от нас и мы злимся.

По дороге только один родник. У реки идут строительные работы. Остановились на ПБ реки. Рик и Ира купались, а я звонил Максу Кованцеву для консультации. Он назвал нужное лекарство, которое снимет воспаление за пру дней. Дошли для деревни Бархал в компании собакам. Аптеки нет, автобуса тоже. Шли дальше в поисках возможного стопа. Один из псов попал под машину и ободрал лапу. Очень жарко! Застопили вторую по счету машину до Юсуфели. Дорога очень красивая идет по каньону. В Юсуфели легко нашли лекарство флагил, долго ели к кафешке и позвонили знакомому стоматологу Рика. Он подтвердил диагноз Макса и его рекомендации. Разузнали про маршрутки. Решили после долгих споров ехать до Артвина, а потом стопить до Грузии через горы порядка 200 км в сторону Ахалцихе. Мне идея не очень нравится, т.к. зуб беспокоит, а к утомительному стопу на жаре я решительно не готов. Официант проводил нас в кемпинг Green Peace у реки. Дерут по 10TL с носа за размещение во дворе в палатках. Рядом стоят поляки. Мылись, пили чай, читали новости. Лекарство пока не действует, но горячий чай очень помогает. Ребята ходили ужинать в город - принесли мне вкусную дыню. Съели половину.

12.08.14. Вторник
Ночью очень жарко, к тому же зуб пока не прошел. Встали по плану, быстренько собрались, доели дыню. Добежали до остановки, но выяснилось, что автобус уже давно ушел, а следующий будет только через час. Решили пойти пешком по трассе, чтобы застопить машину. Вышли из города примерно на 2км и на берегу реки Чорох  нашли удобное место для стопа. Примерно через полчаса поймали приятного индуса, который строит плотину ниже по течению. Он добросил на примерно 30 км вниз по реке на полпути к Артвину. Рассказал про грандиозное строительство плотины и плана затопления Юсуфели. Уже видна верхняя дорога над каньоном, много новых мостов и тоннелей. Судя по всему еще год и все ущелье будет затоплено, а жаль. Нас высадили у развилки и мы еще минут 15 стопили машину пока не залезли в грузовичок к приятному деду. Он подкинул нас еще пару километров, где мы довольно скоро вписались в огромную фуру с водителем грузином. Ехали с относительным комфортом, но медленно порядка 1.5 часов до Артвина по каньону и вдоль водохранлища - красиво! Перед Артвином стояли в заторе минут 15 пока разбирали свежий обвал. В Артвине огромная плотина и электростанция. На автовокзале мы быстро пересели в маршрутку до Хопа уже на побережье и за час до него доехали в компании веселых англичан. Здесь сразу же пересели на маршрутку до границы и минут через 20 уже были на таможне. Турецкую часть границы прошли без проблем, а вот на грузинской мне задавали разные вопросы, т.к. не могли разобраться в многочисленных печатях в паспорте. После границы мы быстро нашли прямой автобус до Тбилиси и радостно в него вписались. Очень жарко и душно! Ребята купили немного еды и мы поехали. Сначал было все неплохо, но в районе Кутаиси мне резко поплохело. Сначала я подумал, что меня укачало или я съел что-то не то, но потом я понял, что кондиционер явно засасывает выхлоп и меня травит угарным газом. В итоге я только после Кутаиси додумался пересесть к водителю, у которого было открыто окно. Буквально за полчаса мне стало легче и в Тбилиси мы приехали уже более-менее ожившие. Переезд крайне тяжел - порядка 9 часов в дороге, с остановкой на обед и туалет. Хорошая дорога начинается только после Хашури. В Тбилиси забросились к Рику. Добрая Ира сбегала в магазин и мы отлично поужинали, а потом душ и сон. Я успел купить билет завтра на вечер и теперь спокоен. Лекарство действует - зуб практически прошел. Я решил не ходить к местному стоматологу, а ждать до Москвы. Завтра полдня можно погулять по городу.

13.08.14 Среда
Ночью жарко! Утром вяло позавтракали гречкой и неспешно пошли с Ирой на прогулку. Погуляли по старому городу, поели мороженого и зашли в караван-сарай, где теперь музей Тбилиси. Музей - так-себе, но Ира встретила знакомых дам, которые торгуют разными украшениями. Занятно пообщались с ними, однако не смогли избежать неприятных разговоров на политические темы. Пообедали в правильном кафе "Рача", закупили вина и специй и я оперативно упаковался в аэропорт. День жаркий, но не такое убийство, как в Батуми - жить можно. Аэропорт - самолет - Домодедово - дом. Поход окончен.